Завершился 40-й международный кинофестиваль «Молодость»

08 листопада 2010

Вне конкурса здесь была представлена подборка документальных лент, в частности программа американского нон-фикш. Своими впечатлениями об этих фильмах с Docudays.UA поделился кинокритик Александр Гусев.

«Спутникомания». Режиссер: Дэвид Хоффман
Фильм рассказывает о том, какой эффект оказал запуск первого советского спутника на американскую политику и культуру, а также на научный прогресс в целом. Совершенно захватывающая, информативная и очень смешная картина, в частности за счёт использования архивных материалов и телепередач конца 50-х. При этом в фильме убедительно показан ужас ядерного противостояния. Мне кажется очень важно напоминать молодому поколению о страхе перед Третьей мировой, владевшим людьми в годы Холодной войны, совершенно обоснованном страхе.

Сжигая будущее«Сжигая будущее». Режиссер: Дэвид Новак
Это жуткая история о преступной политике угольной корпорации и её лобби в Западной Вирджинии, где райский уголок в шестьсот тысяч гектаров был превращен в иллюстрацию к поэме Элиота «Бесплодная земля». Фильм поднимает серьёзные вопросы о цене, которую приходится платить за победоносную поступь цивилизации, о том, что многие из «побочных потерь» стали следствием отнюдь не целесообразности, а жадности, поразительной по своей аморальности. В любом случае, одно дело, когда вам просто показывают, как дремучие леса, полные всякой живности, превращаются в горы грязи и щебня, другое - когда следствием подобного ущерба природе становятся люди, в двадцать пять лет превращающиеся в калек из-за необходимости пить воду, которой я бы побоялся мыть полы в коридоре.

Саундтрек революции«Саундтрек революции». Режиссеры: Билл Гуттентаг, Ден Стурман
Здесь, честно признаться, пришлось вытирать скупую мужскую слезу. Меня всегда коробят разговоры о том, что в Америке теперь притесняют белых, что чёрные получают по разнарядке абсурдно солидные привилегии. Плюс все эти проклятия в адрес политкорректности. Безусловно, когда идёт борьба с неким социальным злом, средства, пущенные в противовес, редко удаётся скорректировать в пылу борьбы, и результатом нередко оказывается несправедливость и просто глупость. Что говорить, политкорректность - это мораль для фарисеев. Однако люди, которые так любят шутить на подобные темы, просто не имеют никакого представления о том, с чего начиналась эта борьба. Кстати говоря, тут уместно вспомнить и феминизм, который подвергается ещё более несправедливым насмешкам, чем борьба за расовое равноправие. На мой взгляд, если человек - идиот или отъявленный мерзавец, пускай в страхе общественного осуждения становится лицемером и держит свои фашистские мысли при себе. «Саундтрек революции» - картина о массовом движении за равенство гражданских прав, начавшееся с демарша небольшой негритянской общины. В знак протеста она решила бойкотировать автобусы, в которых белые и чёрные должны были сидеть отдельно. В итоге эта акция закончилась всеамериканскими протестами, в которых участвовали люди всех рас, возрастов и социальных категорий. Это пронзительное, блестяще смонтированное из хроник и рассказов очевидцев повествование, рассказывающее о потрясающем мужестве во имя справедливости. Мне так хотелось бы верить, что в то время я был бы с ними, но меня совершенно ошеломляет героизм этих людей. Под лозунгами христианского всепрощения и ненасильственного сопротивления в духе Ганди они сносили побои, даже не пытаясь ударить в ответ. Притом, что этот слаженный и мирный бунт подействовал быстрее и эффективней пуль и гранат, которые, ей-Богу, мало кто из не совсем бесчувственных зрителей картины пожалел бы для ухмыляющихся расистских рож. В такую силу духа просто трудно поверить, как и в совершенно абсурдную жестокость, которую власти южных штатов и конфедератские обыватели проявляли к протестующим: избиения, пытки, кастрации, убийства, травля собаками женщин и детей… Какие-то вещи находятся просто за гранью понимания, ведь одно дело, когда подобное является делом рук осатаневших фанатиков, другое - когда, например, солдаты национальной гвардии разгоняют мирную манифестацию, орудуя дубинками без разбора пола и возраста. И только потому, что люди потребовали зарегистрировать их в качестве избирателей на выборах.
Хочу сказать, что при всём при этом фильм отнюдь не депрессивный, ветераны акций протеста - исключительно интересные, остроумные рассказчики, и, собственно, саундтрек со всеми этими госпелами и спиричуэлс бесподобен. И Мартин Лютер Кинг - какой-то совершенно удивительный человек. Я слышал в другом фильме рассказы его близких о том, как он боялся смерти, почти не сомневаясь в том, что его убьют. Какой нужно обладать нечеловеческой смелостью, какой верой в Бога и в правоту своей позиции, чтобы так уметь преодолевать свой страх, действовать вопреки ему. Мне очень понравилась фраза Кинга: «Хочу обратиться к тем белым, которые сочувствуют нашей борьбе, но бояться нас поддержать из-за семейных, политических, деловых отношений - мы освободим вас».

Предательство«Предательство». Режиссеры: Эллен Курас, Тависук Фрасават
Поразительная история – о лаосской семье, по которой прошлась большая история со своими войнами и революциями, отражением жестокости и предательства которых стали не только преследования со стороны карательных органов, но и столкновения с «бытовым» национализмом, уличным насилием, а также испытания личного характера.

Итоги «Молодости-2010». Гран-при получил украинский фильм «Счастье мое» Сергея Лозницы. Это полнометражный дебют известного кинодокументалиста, снятый по собственному сценарию. Лучшей полнометражной лентой была признана шведская картина «Звуки шума» Ола Симонссона и Йоханнеса Штерне Нилссона. Она же получила приз зрительских симпатий. В конкурсе короткого метра главную награду разделили «Угнетенное большинство» француженки Элеонор Пурьи и британская картина «ДевушкаКакЯ» Роуленд Джобсон. «Скифский олень» за лучший студенческий фильм был вручен немецкому режиссеру Николасу Штайнеру за ленту «Я, Гельмут», а специальным дипломом в этой номинации был отмечен венгерский фильм «Вот и я» Симлера Балинт.

XVII МІЖНАРОДНИЙ ФЕСТИВАЛЬ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КІНО ПРО ПРАВА ЛЮДИНИ
20–29
березня 2020