Завершился 40-й международный кинофестиваль «Молодость»

08 листопада 2010

Вне конкурса здесь была представлена подборка документальных лент, в частности программа американского нон-фикш. Своими впечатлениями об этих фильмах с Docudays.UA поделился кинокритик Александр Гусев.

«Спутникомания». Режиссер: Дэвид Хоффман
Фильм рассказывает о том, какой эффект оказал запуск первого советского спутника на американскую политику и культуру, а также на научный прогресс в целом. Совершенно захватывающая, информативная и очень смешная картина, в частности за счёт использования архивных материалов и телепередач конца 50-х. При этом в фильме убедительно показан ужас ядерного противостояния. Мне кажется очень важно напоминать молодому поколению о страхе перед Третьей мировой, владевшим людьми в годы Холодной войны, совершенно обоснованном страхе.

Сжигая будущее«Сжигая будущее». Режиссер: Дэвид Новак
Это жуткая история о преступной политике угольной корпорации и её лобби в Западной Вирджинии, где райский уголок в шестьсот тысяч гектаров был превращен в иллюстрацию к поэме Элиота «Бесплодная земля». Фильм поднимает серьёзные вопросы о цене, которую приходится платить за победоносную поступь цивилизации, о том, что многие из «побочных потерь» стали следствием отнюдь не целесообразности, а жадности, поразительной по своей аморальности. В любом случае, одно дело, когда вам просто показывают, как дремучие леса, полные всякой живности, превращаются в горы грязи и щебня, другое - когда следствием подобного ущерба природе становятся люди, в двадцать пять лет превращающиеся в калек из-за необходимости пить воду, которой я бы побоялся мыть полы в коридоре.

Саундтрек революции«Саундтрек революции». Режиссеры: Билл Гуттентаг, Ден Стурман
Здесь, честно признаться, пришлось вытирать скупую мужскую слезу. Меня всегда коробят разговоры о том, что в Америке теперь притесняют белых, что чёрные получают по разнарядке абсурдно солидные привилегии. Плюс все эти проклятия в адрес политкорректности. Безусловно, когда идёт борьба с неким социальным злом, средства, пущенные в противовес, редко удаётся скорректировать в пылу борьбы, и результатом нередко оказывается несправедливость и просто глупость. Что говорить, политкорректность - это мораль для фарисеев. Однако люди, которые так любят шутить на подобные темы, просто не имеют никакого представления о том, с чего начиналась эта борьба. Кстати говоря, тут уместно вспомнить и феминизм, который подвергается ещё более несправедливым насмешкам, чем борьба за расовое равноправие. На мой взгляд, если человек - идиот или отъявленный мерзавец, пускай в страхе общественного осуждения становится лицемером и держит свои фашистские мысли при себе. «Саундтрек революции» - картина о массовом движении за равенство гражданских прав, начавшееся с демарша небольшой негритянской общины. В знак протеста она решила бойкотировать автобусы, в которых белые и чёрные должны были сидеть отдельно. В итоге эта акция закончилась всеамериканскими протестами, в которых участвовали люди всех рас, возрастов и социальных категорий. Это пронзительное, блестяще смонтированное из хроник и рассказов очевидцев повествование, рассказывающее о потрясающем мужестве во имя справедливости. Мне так хотелось бы верить, что в то время я был бы с ними, но меня совершенно ошеломляет героизм этих людей. Под лозунгами христианского всепрощения и ненасильственного сопротивления в духе Ганди они сносили побои, даже не пытаясь ударить в ответ. Притом, что этот слаженный и мирный бунт подействовал быстрее и эффективней пуль и гранат, которые, ей-Богу, мало кто из не совсем бесчувственных зрителей картины пожалел бы для ухмыляющихся расистских рож. В такую силу духа просто трудно поверить, как и в совершенно абсурдную жестокость, которую власти южных штатов и конфедератские обыватели проявляли к протестующим: избиения, пытки, кастрации, убийства, травля собаками женщин и детей… Какие-то вещи находятся просто за гранью понимания, ведь одно дело, когда подобное является делом рук осатаневших фанатиков, другое - когда, например, солдаты национальной гвардии разгоняют мирную манифестацию, орудуя дубинками без разбора пола и возраста. И только потому, что люди потребовали зарегистрировать их в качестве избирателей на выборах.
Хочу сказать, что при всём при этом фильм отнюдь не депрессивный, ветераны акций протеста - исключительно интересные, остроумные рассказчики, и, собственно, саундтрек со всеми этими госпелами и спиричуэлс бесподобен. И Мартин Лютер Кинг - какой-то совершенно удивительный человек. Я слышал в другом фильме рассказы его близких о том, как он боялся смерти, почти не сомневаясь в том, что его убьют. Какой нужно обладать нечеловеческой смелостью, какой верой в Бога и в правоту своей позиции, чтобы так уметь преодолевать свой страх, действовать вопреки ему. Мне очень понравилась фраза Кинга: «Хочу обратиться к тем белым, которые сочувствуют нашей борьбе, но бояться нас поддержать из-за семейных, политических, деловых отношений - мы освободим вас».

Предательство«Предательство». Режиссеры: Эллен Курас, Тависук Фрасават
Поразительная история – о лаосской семье, по которой прошлась большая история со своими войнами и революциями, отражением жестокости и предательства которых стали не только преследования со стороны карательных органов, но и столкновения с «бытовым» национализмом, уличным насилием, а также испытания личного характера.

Итоги «Молодости-2010». Гран-при получил украинский фильм «Счастье мое» Сергея Лозницы. Это полнометражный дебют известного кинодокументалиста, снятый по собственному сценарию. Лучшей полнометражной лентой была признана шведская картина «Звуки шума» Ола Симонссона и Йоханнеса Штерне Нилссона. Она же получила приз зрительских симпатий. В конкурсе короткого метра главную награду разделили «Угнетенное большинство» француженки Элеонор Пурьи и британская картина «ДевушкаКакЯ» Роуленд Джобсон. «Скифский олень» за лучший студенческий фильм был вручен немецкому режиссеру Николасу Штайнеру за ленту «Я, Гельмут», а специальным дипломом в этой номинации был отмечен венгерский фильм «Вот и я» Симлера Балинт.

19 МІЖНАРОДНИЙ ФЕСТИВАЛЬ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КІНО ПРО ПРАВА ЛЮДИНИ
25 – 
березня
3
квітня 2022
«Пароль: паляниця»: Docudays UA на Sheffield DocFest
Новини
19 травня 2022
«Пароль: паляниця»: Docudays UA на Sheffield DocFest
Новини
19 травня 2022
DOCU/УКРАЇНА в фокусі: Олексій Радинський
Інтерв'ю
16 травня 2022
DOCU/УКРАЇНА в фокусі: Олексій Радинський
Інтерв'ю
16 травня 2022
Зустрічайте проєкти-переможці Civil Pitch 2.0
Новини
13 травня 2022
Зустрічайте проєкти-переможці Civil Pitch 2.0
Новини
13 травня 2022
Запускаємо телеграм-бот «Архіву війни»
Новини
13 травня 2022
Запускаємо телеграм-бот «Архіву війни»
Новини
13 травня 2022
Українська документалістика та дискусія про політичну відповідальніст…
Новини
13 травня 2022
Українська документалістика та дискусія про політичну відповідальність кіно на фестивалі One World Romania
Новини
13 травня 2022
Шукаємо кінопроєкти для участі у презентації «Work in progress: Scree…
DOCU/ПРО
05 травня 2022
Шукаємо кінопроєкти для участі у презентації «Work in progress: Screen Ukraine» на Sheffield DocFest
DOCU/ПРО
05 травня 2022
DOCU/УКРАЇНА в фокусі: Єва Нейман
Інтерв'ю
05 травня 2022
DOCU/УКРАЇНА в фокусі: Єва Нейман
Інтерв'ю
05 травня 2022
DOCU/УКРАЇНА в фокусі: Дмитро Грешко
Інтерв'ю
28 квітня 2022
DOCU/УКРАЇНА в фокусі: Дмитро Грешко
Інтерв'ю
28 квітня 2022